Урок 3
Сам по себе проект электроснабжения жилого дома достаточно прост и много бумаг в себе не содержит. Возможно, Вы подумаете, мол, это вам, специалистам, просто, а вот нам, новичкам, не очень просто. Согласимся: по началу глаза могут разбегаться, и не знаешь за что браться. Но попробуйте взглянуть на проект не со страхом перед неизвестным, а посмотрите на него как на увлекательный ребус, в котором очень хочется разобраться. Перед Вами целый журнал ребусов! Итак, начнем их решать. Обычно к проекту прилагается страница «Технические условия». Здесь расписано кто, как, в соответствии с какими нормативными документами будет обеспечивать Ваше жилье электроэнергией. Интерес для Вас должна представлять запись о допустимой потребляемой мощности и сколько из неё пойдет на обогрев; можно ли пользоваться сваркой. Хотя подумать и решить: какая мощность нужна, необходимо ли трехфазное электроснабжение, будет ли отопление электрическим и т.д. стоит еще до создания проекта. Как решать эти и другие сопутствующие вопросы – долгая тема. Вы же для себя контролируете на странице «Технические условия» наличие договоренных чисел. Есть? Если есть, значит отлично и листаем дальше. В проекте находится «Ведомость рабочих чертежей» - это как раздел содержание. Так же приводится список документов, которыми руководствовался проектировщик при проектировании (ПУЭ, ГОСТ, СНиП). Раздел «Общие данные» описывает определенные требования к осуществлению электромонтажа. Ознакомьтесь с данной информацией. Разумеется, если Вы ранее с подобной терминологией не сталкивались, то что-то будет не понятно. Но не всё. Здесь может быть оговорена высота установки счетчика, розеток, выключателей… Хвалите себя за то, в чем Вы уже разбираетесь, а волноваться из-за незнания пока не стоит! Хорошей помощью для Вас будет «Спецификация электрооборудования, материалов и изделий» (в дальнейшем «Спецификация»). Здесь перечислены комплектующие Вашей проводки. В таблице в соответствующих столбцах указаны: название, наименование (буквенно-цифровая аббревиатура), количество и примечания. По крайней мере уже примерно чего и сколько необходимо закупать известно. Но в тоже время, понятное дело, что абсолютно всё учесть в «Спецификации» не возможно. Осталось у нас самое интересное. Это основная часть проекта: схемы. (Внимание! Обязательно скачайте схемы (изображения в формате JPG) к этому уроку по этой ссылке http://sam-stroy.info/download/el_mont/proekts.rar. Информация из этого файла пригодится Вам при изучении всего курса.) Именно их мы и представляем Вашему вниманию:
- «Схема принципиальная питающей сети»;
- «План сети» (в нашем случае 380/220 В);
- «План системы уравнивания потенциалов»;
- «Эскиз шкафа учета 0,38 кВ (справочно).
Для начала просто рассмотрите эти чертежи. Ну как? Помните, перед Вами интересный ребус, который не сложно разгадать. Достаточно найти зацепку, а остальное разрешится элементарно. Теперь Вам предстоит «включить» пытливость, догадливость, смекалку. Мы же попробуем Вам все разжевать. Продолжим с помощью «План сети 380/220 В» (в дальнейшем «План»). Посмотрели? Что Вам здесь понятно? Стены и перегородки видите? Отлично! Наименование отдельных комнат определили? В помощь в левом нижнем углу чертежа таблица, а на плане в каждой комнате есть кружок с цифрой. Итак, где какое помещение выяснить не сложно, правда? Осталось разобраться с жирными черными линиями и со всякими значками. Найдите коридор, а соответственно и вход в дом. Первый значок, что мы видим, это кружок, перечеркнутый внутри. Если вспомнить школу – физику – электрические цепи, то так мы обозначали лампочку. Как видите ламп здесь несколько. Четыре светильника подписаны ПСХ и три светильника – ИВУ. На Вашем проекте возможны и другие буквенные обозначения. Если Вы не знаете этих обозначений, в прилагаемой «Спецификации» в колонке «Наименование» находите это буквенное обозначение, а в колонке «Обозначение» - название этого предмета. В нашем случае – что это за светильник. По этому принципу можно расшифровать и остальные непонятные буквенные обозначения. Если буквенные обозначения выполнены латинскими буквами, то для них выделена отдельная колонка. Аналогичным образом по колонке «Обозначение» определяете, что это за предмет. Т.о., рассматривая «План сети», прибегайте к приложенной к проекту «Спецификации» и часть ребуса Вы с легкостью разгадаете. И обращайте внимание на «Примечания» на чертежах. В них содержится полезная уточняющая информация.
Не подписанными остались значки, которые на любом проекте означают одно и тоже:
- наружный одноклавишный выключатель;
- наружный двухклавишный выключатель;
- внутренний одноклавишный выключатель;
- внутренний двухклавишный выключатель;
- внутренний трёхклавишный выключатель;
- внутренняя розетка;
- клеммник (для подключения любого понравившегося светильника);
- трансформатор (здесь для галогенных ламп в ванной комнате),
переключатель – особый тип выключателей, которые позволяют включать-выключать один и тот же светильник из разных мест. В нашем случае Вы видите один переключатель в коридоре, а второй у входа в котельную. Оба включают-выключают свет в котельной. Что за розетка на кухне XS-2 – объяснение рядом, здесь же на чертеже в «Примечании». А вот в ванной комнате две розетки отличны от остальных, т.к. это помещение повышенной влажности. Розетки в ванной комнате должны быть влагозащищенными. Остались черные линии. Вы догадались уже, что это пути укладки кабелей. Причем Вы видите штрихи на этих линиях – это количество жил в кабеле на определенном отрезке. Отрезок (или участок) электроцепи начинается и заканчивается значком (элемент электропроводки) или точкой (место разветвления). Электрическим сердцем дома является шкаф учета (ШУ) электроэнергии. Слева на стене дома он изображен черным прямоугольником. Кстати, всмотритесь. Шкаф изображен со стороны улицы. Как думаете, это удобно? После подписания проекта, просто поместить значок внутрь дома будет не просто. Обычно ШУ всегда располагают внутри, но проконтролировать этот момент у проектировщика стоит. Но продолжим. От ШУ отходит пять линий (групп) трёхжильных кабелей. Это увидели? Отлично. И запомните, только точка означает соединение (разветвление) кабелей. Просто пересечение линий ни о каком соединении не говорит! А дальше просто. Помните в детстве рисованные лабиринты? Начинаете от ШУ и ведите пальцем отдельно взятую группу до размещённых на ней электроустановок. Заметили: розетка XS-2 – это отдельная группа без каких-либо ответвлений. Что из себя внутри представляет ШУ, отображает «Эскиз шкафа учета 0,38 кВ (справочно)». Об этом мы поговорим в другом уроке. А принцип расключения групп отображен на «Схеме принципиальной питающей сети» (в дальнейшем «Схема»). При помощи этой «Схемы» можно кое-что добавить к тому, что мы узнали по «Плану». По «Плану» мы увидели пять отходящих групп от ШУ. А на схеме изображено и подписано семь отходящих кабелей. Почему? Давайте разбираться. В таблице есть колонка «Наименование электроприемника» и прописаны семь наименований. Над каждым наименованием изображен соответствующий кабель. На каждом кабеле есть надписи. О чем они – указывают графы слева. Чертеж не разлинеен таблицей, иначе было бы слишком много линий, загромоздивших схему. Начнем с электроприемника «Розетка 380 В». У нее есть условное обозначение, но на «Плане» мы ее не видим. Объясняет графа «Способ прокладки» - напротив заглавия графы написано «в шкафу учета», т.е. внутри ШУ, а потому и не изображена. «Марка и сечение проводника» указывает 4 ПВ-2 1х4 мм – это четыре провода ПВ-2 с сечением каждой жилы 4 мм2. По тому же принципу смотрим следующие группы. Группу освещения по «Плану» найти не трудно. На ней только светильники. Розеточную группу помещений также – на ней по «Плану» одни розетки. Видите, даже указанные на «Плане» наименования помещений оказались не лишними. По «Схеме» видим: марка проводника – ВВГнг; кабель трехжильный сечением по 2,5 мм2; способ прокладки – труба гофрированная. И т.д. седьмая группа – резервная. Она начинается и заканчивается в ШУ – автомат в резерве. Справа на «Схеме» осталась не рассмотренной часть, изображающая принцип выполнения уравнивания потенциалов. Сложная фраза, а по-простому – заземление. И здесь же перечислено, что именно необходимо заземлить. Более детально это изображено на «Плане системы уравнивания потенциалов». По примеру уже рассмотренных чертежей, здесь Вы сможете разобраться самостоятельно. К вопросу заземления мы вернемся в одном из последующих уроков.
На этом рассмотрение проекта приостановим. Но к нему мы еще будем обращаться по мере необходимости. Сегодня же постарайтесь для себя отметить: проект способен многие вопросы осветить, только придется листать его туда-обратно. Не бойтесь этой головоломки. А условные обозначения запомнить не трудно, тем более что для жилого дома их не много. Теперь, не спеша, вдумываясь, анализируя, просмотрите еще раз этот урок. Учесть и описать все тонкости трудно, но, по крайней мере, основу чтения проекта, принцип, мы постарались Вам объяснить. И как обычно: если что-то осталось не понятным, обязательно пишите.
В следующем уроке мы начнем рассматривать, как именно эти проекты воплощают в жизнь.
<<<В начало Урок 4>>>
Источник: http://sam-stroy.info/el_mont/3.htm |